Сны спящей красавицы

05 октября 2019
«Погружение в глубокие слои подсознания», «синтез цифрового искусства, современного танца и передовых технологий», «электронная музыка вводит в транс», «прорыв в будущее в искусстве танца, который можно сравнить только с прорывом, совершенным Дягелевым в "Русских сезонах"», «совершенство, которое невозможно превзойти»… - все это отзывы о балете «Сны спящей красавицы», который увидели счастливчики, купившие билеты в театр. Шоу прошло при поддержке Благотворительного фонда «имени Андрея Андреева».
Сегодня мы публикуем отрывки из опубликованного на канале lenta.ru материала, который раскрывает тайны и секреты шоу. 
Мягко, нежно, очень нежно… Бам!
Темный зал ДК «Ленсовета». Освещена только сцена, за ней экран, занимающий весь задник.
— Три — четыре — пять — шесть — семь — восемь. Бам — пам — пам — пам — пам… Еще раз. Немного медленнее. Локоть выше...
Эдвард Клюг, всемирно известный хореограф из Марибора, ведет репетицию.
— Мягко, нежно… Готовимся!
Клюг выскакивает на сцену:
— Мягко, нежно, очень нежно… Бам! Удар!
Клюг падает боком на специальное балетное покрытие. Поднимается и снова валится на бок, показывая нужное движение еще раз.
Вишнева царственна. Каждое ее движение отточено до такой степени, что становится абсолютно органичным. Органика придает уверенность, а уверенность рождает свободу. Вишнева — прима. Здесь она устанавливает границы дозволенного: когда нужно все выполнить с точностью до миллиметра, а где можно и немного расслабиться.
Новый эпизод. Танцоры кордебалета поднимают Диану на тонких бамбуковых шестах. Клюг снова выскакивает на сцену, теперь уже он повторяет движения танцоров, как будто подсознательно страхуя свою ведущую танцовщицу.
Главное — это всегда танец
Эпизод закончен. Небольшой перерыв. Подхожу к хореографу, который выглядит озабоченно. Эдвард Клюг — звезда мирового масштаба и абсолютный перфекционист. Он работает с Большим театром, Штутгартом, Амстердамом, Лондоном, Монреалем. 
Вы удовлетворены сегодняшней репетицией?
Эдвард Клюг: Более, чем удовлетворен. То, что вы видите сегодня, это результат целого года нашей работы.
Чудовище вырвалось на свободу
Репетиция продолжается, но теперь в ней появились новые участники. Это аватары. На Диану крепят семнадцать сенсоров, реагирующих на движение. Их сигналы обрабатываются в компьютерном «мозгу» и передаются на экран в нескольких вариантах образов в зависимости от сюжета и эмоциональной составляющей эпизода танца.
Аватары танцуют вместе с Дианой, повторяя ее движения на 3D-экране в реальном времени. Эффект полной вовлеченности зрителей в процесс создают очень сложные технологии Real-Time Digital Avatar, огромный во всю сцену экран и аудиосистема L-ISA (L-Acoustics Immersive Sound Art). В итоге диковинные метаморфозы образов из снов Авроры выглядят абсолютно реальными.
Диана танцует, а многорукий аватар буквально оплетает ее душным ночным кошмаром, из которого танцовщица тщетно пытается вырваться. В какие-то моменты начинает казаться, что чудовище на экране получило свободу воли и стремится поглотить свою хозяйку. Взаимодействие живого танца и его проекций настолько необычно, что завораживает и пугает. И это всего лишь репетиция!
Что тебе снится, принцесса Аврора
Сказка о спящей красавице существовала в устной европейской традиции несколько столетий. В 1697 году ее записал и опубликовал Шарль Перро. Полвека спустя свою версию представили братья Гримм. В 1890 году балет «Спящая красавица» на музыку Петра Ильича Чайковского поставил Мариус Петипа. В 1930 году советский режиссер Сергей Васильев снял одноименный фильм. Через тридцать лет после этого «Спящую красавицу» в виде рисованного мультфильма выпустил Уолт Дисней.
Это только самые известные версии прочтения истории принцессы Авроры, которых можно набрать уже сотни. И за все это время никто так и не задался вопросом: а что же ей снилось?
Аврора спала сто лет. Сто лет медленных и быстрых снов. Медленных, темных и пустых снов, как сама смерть, и быстрых — переполненных страстью, ужасом или восторгом, радостью или страхом, чувственных, эротических, с предчувствиями и кошмарами, снов о прошлом и будущем.
Семь часов вечера. Репетиция закончилась, и у меня появилась возможность поговорить с главной звездой шоу, одной из лучших балерин современности Дианой Вишневой.
Сны спящей красавицы, как вы вообще к снам относитесь?
Диана Вишнева: Стараюсь относиться серьезно. Я, конечно, не веду никакие записи, но сны мне важны, стараюсь их разгадать. Вот, допустим, ты человека долго не вспоминал, а он тебе вдруг приснился, и ты понимаешь, что он приснился не просто так. Понимаешь, что есть какая-то связь с космосом и это что-то значит.
В вещие сны верите?
В вещие сны не особенно верю. Со мной не бывало такого, что приснилась картинка — и потом она дублируется на жизнь, а вот в интерпретацию снов верю. Если перед спектаклем какой-то сон мне приснится, то я его могу немножко интерпретировать. Представить, что будет со мной на спектакле. Иногда это происходит из-за того, что мозг перегружен, нервное состояние и сложно расслабиться. Вот сегодня мне вдруг приснилось «Жизель». Именно вот по тактам приснилась. И почему-то до начала спектакля я разбиваю балетную туфлю, и она становится мягкой. Мне надо выходить, а у меня вместо пуантов мягкая туфля и других балетных туфель нет. Это настоящий кошмар, в котором нужно найти смысл, как-то его интерпретировать.
Иногда сны — это видения, иногда кошмары, иногда предвкушение, иногда они ведут тебя куда-то… Я знаю, какие сны мне снятся перед болезнью или перед смертью знакомого человека. Есть какие-то повторяющиеся сны.
Вы очень долго танцевали классический балет «Спящая красавица». Есть ли хоть что-нибудь, что из того балета вы сюда перенесли?
Я была классической Спящей красавицей, но ничего общего…
То есть это совсем другая история?
Я ничего не использую, но у меня есть данность. Это глубоко во мне. Есть мой шейп, мое классическое тело, есть опыт. И это меня обогащает. То есть хореографу со мной интереснее. Не каждый готов к экспериментам, когда нужно забыть все, что было с тобой до. Это определенная ломка, но ты должен через это пройти… Человек, который танцует этот спектакль, не станцевав классическую «Спящую красавицу», выглядит по–другому.
Вы осторожный человек?
Я — осторожный. Всегда сначала осмотрюсь, прежде чем нырну и сделаю свой выбор. Я нырну со своими условиями, понимаете. Не буду подстраиваться под систему, а буду стараться, чтобы система не травмировала меня и не меняла мой путь. Поэтому я очень скрупулезно отношусь и к выбору проекта, и с каким человеком мне работать… или не работать. Я делаю выбор, чтобы иметь возможность оставаться свободной и искренней. И я очень дорожу свободой и оберегаю ее. Поэтому я очень свободна.
(по материалам lenta.ru)